Семь чудес света
Пирамиды.
Висячие сады Семирамиды.
Храм Артемиды Эфесской.
Галикарнасский мавзолей.
Колосс Родосский.
Александрийский маяк.
Семь чудес света
Статуя Зевса Олимпийского.
Статуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света,
оказавшееся на Европейском материке.
Ни один из храмов Эллады не показался грекам
достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они
запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.
Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый
житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил
кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что
сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся
также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдётся
добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея,
подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.
Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.
Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на
волю всех своих братьев и сестёр. Аида, Афину, Посейдона...
Олимпийские игры, в частности, были учреждены в
честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.
Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его
статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей
Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на
его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и
украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его
могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть
их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий
был обвинён в том, что утаивал золото и слоновую кость при
сооружении статуи Афины в Парфеноне.
Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды
внесли залог за заключённого, и афиняне сочли этот предлог
достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет
Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по
материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого
достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения
была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал
головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева.
Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду
- золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини
победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен,
что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы
плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен,
Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс
был доволен.
Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами
из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона
были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.
Впоследствии византийские императоры перевезли со
всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были
христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские
фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую.
Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить
высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских
проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем
самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры
дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей
огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки
расплавленного золота остались от творения Фидия.
Так погибло и седьмое чудо света...
Когда от памятника не остаётся и следа, появляется
соблазн (часто мотивированный) приписать его существование
человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую
Зевса, тем более что от неё не сохранилось копий.
Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и
была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать
хотя бы косвенные свидетельства её создания.
Уже в наше время была сделана попытка найти
мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет
работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо
было солидное помещение. Статуя Зевса - не мраморная глыба, которую
можно оставить на зиму под открытым небом.
Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии,
привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую
христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что
именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение,
немногим уступавшее по размерам самому храму. В нём, в частности,
нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного
"цеха". Но самые интересные находки сделаны по соседству с
мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера
сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось
отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости,
сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем,
полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской
Фидий изготовил статую Зевса, причём именно такую, как рассказывали
древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов
археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова:
"Принадлежу Фидию".
Можно подумать, что рок был особенно немилостив
именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически.
Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем
Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, - следы существовавших там
некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не
осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год
приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как
правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в
Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто
никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии,
поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа;
львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме,
найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших
безвозвратно...
Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется,
что вряд ли один из ста дожил до наших дней.
К счастью, это никогда не удерживало людей от новых
попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать - выразить себя и
своё время в высоком искусстве.
И то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт возможность
представить себе искусство Востока, даёт нам право гордиться
великими мастерами прошлого, где бы они не творили - в Индии, Сирии,
Японии, Бирме, Эфиопии...
Пирамиды.
Висячие сады Семирамиды.
Храм Артемиды Эфесской.
Галикарнасский мавзолей.
Колосс Родосский.
Александрийский маяк.
Источник:
http://historic.ru/lostcivil/seven/index.shtml
|