Огромный вклад в развитие геральдики внесли
рыцарские турниры, которые происходили за долго до
крестовых походов. И надолго стали неотъемлемой
частью западноевропейской жизни. К участию в них
допускались только рыцари с безупречной репутацией.
Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным
позором. А нарушители турнирных правил лишались
оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до
трёх лет. Были созданы особые турнирные доспехи
настолько массивные, что рыцарь и его лошадь с
трудом выдерживали их вес. Сами лошади с XIII века
также оделись в броню. Так же, как и щиты рыцарей,
попоны лошадей имели геральдическую раскраску.
Следует сказать ещё о двух важных деталях. Рыцаря
должно было быть хорошо видно сверху, с трибун,
особенно во время общей схватки. Вот почему
появились (или во всяком случае широко
распространились) упомянутые уже навершия -
укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры,
изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из
папье-маше (позднее - из более дорогих материалов).
Знаменитый германский странствующий рыцарь XIV века
Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в
нескольких турнирах одетый как легендарный король
Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем,
украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей
факел, а в другой - стрелу.
Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к
состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах
между боями (такими же палатками пользовались в
походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут
отражение в искусстве геральдики - они превратятся в
геральдическую мантию и шатёр "сень". Из дикого
кровавого побоища турниры эволюционировали в
красочные театрализованные представления, где
формальности приобретали всё большее значение, а
собственно борьба стала менее важной и более
условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в
Виндзорском парке в Англии в 1278 году,
употреблялись мечи, сделанные из обтянутого
пергаментом китового уса, и посеребрённые, шлемы из
варёной кожи и щиты из лёгкого дерева. За
определённые достижения в состязании рыцарь получал
очки (например, премиальные очки начислялись за
сбитое навершие). Победителя определяли коронованные
особы, старейшие рыцари или специально назначенные
судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о
победителе решали дамы, в честь которых сражались
рыцари. Имена победителей заносились в особые
списки, их подвиги передавались потомкам в песнях
менестрелей. Победа в турнире приносила и
материальные выгоды: иногда триумфатор отбирал у
противника лошадь и оружие, брал его в плен и
требовал выкупа. Для многих бедных рыцарей это был
единственный способ добыть средства к существованию.
В
Европе к участию в турнирах допускались
исключительно лица благородного происхождения. В
Германии требования были более либеральны: иногда,
чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться
на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире.
Можно сказать, что главным пропуском на турнир был
герб, доказывающий высокое происхождение владельца и
его положение в родовой иерархии. Для знатоков,
каковыми были герольды, предъявленный герб содержал
всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей
частью турнирного этикета были гербы, которых стало
так много, что настала пора навести порядок в этой
области.
|